Начальная школа
Полезные советы родителям будущих первоклассников
Материалы онлайн-лектория "Ответственное родительство"
Цели начального общего образования:
- Развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться
- Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционального позитивного отношения к себе и окружающему миру
- Освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей
- Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка. "Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере определяет успешность всего последующего обучения…"
Общеучебные умения и навыки и способы деятельности:
Познавательная деятельность:
- Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений; соотнесение результатов (Удалось ли достичь поставленной цели?)
- Выявление с помощью сравнения отдельных признаков; анализ результатов (Чем похожи?...)
- Проведение простейших измерений разными способами. Работа с простейшими предметными, знаковыми, графическими моделями
- Умение решать творческие задачи
Речевая деятельность и работа с информацией:
- Работа с учебными, художественными, научно – популярными текстами
- Построение монологического высказывания
- Использование простейших логических выражений (если…, или…)
- Элементарное обоснование высказанного суждения
- Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации
- Использование компьютера
Организация деятельности:
- Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам
- Самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи
- Определение способов контроля оценки деятельности
- Учебное сотрудничество
Перечень предметов:
- Русский язык (ориентация на речевое развитие, формирование коммуникативной компетенции)
- Литературное чтение (духовно-нравственная и эстетическая функция предмета, обновление перечня произведений)
- Иностранный язык (ориентация на речевое развитие, формирование коммуникативной компетенции)
- Математика (введение элементов теории вероятности и статистики)
- Окружающий мир (усиление прикладной практической направленности)
- Изобразительное искусство
- Музыкальное искусство
- Технология (Труд) (практика работы на ПК)
- Физическая культура
РО- это:
- Обучение, где ребенок становится субъектом учения, самообучающейся личностью.
- Обучение, в основе которого лежит организационно – исследовательская деятельность.
- Обучение, в котором возникает совместная деятельность.
- Обучение, где ученик является главным лицом учебного процесса.
- Обучение, где ребенок может изменять свои способности.
Навыки исследования: сбор и организация данных
- Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.)
- Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.)
- Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.)
- Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.)
- Конструирование и создание (моделей, математических выражений, схем и т.д.)
- Ежедневный счет, вычисления, постановка, решение и генерация математических задач
Государственные системы начального образования
- Система Л.В. Занкова
- Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
- Образовательная система "Школа 2100"
Традиционная обновленная:
- образовательная модель "Начальная школа ХХI века"
- образовательная модель "Гармония"
- комплект учебников "Школа России"
- комплект учебников "Классическая начальная школа"
- комплект учебников "Перспективная начальная школа"
- комплект учебников "Планета знаний"
На какие вопросы должна дать ответ каждая образовательная система?
- Младший школьник должен применять знания в различных ситуациях, в том числе и нестандартных
- Ученик должен овладеть умениями добывать знания, используя для этого разные средства (учебник, наблюдение, опыт, доступную справочную литературу и др.)
- Ученик должен получить возможность решать любую учебную задачу творчески, ему должно быть разрешено проявлять инициативу и находчивость
- Ученик должен быть равноправным участником деятельности по контролю и оценке всего того, что он выполняет во время обучения
Главная идея теории развивающего обучения – в процессе обучения ученик должен выступать как субъект деятельности. "Субъект" – самостоятельно ставит перед собой цели, осознает их; предполагает возможные пути построения алгоритма решения учебной задачи; владеет приемами решения нестандартных задач; любую задачу может решить творчески; осуществляет самоконтроль и самооценку Я сам
Выпускник начальной школы
- Любящий свою Родину. Не разделяющий мир на "своих" и "чужих", уважающий историю и культуру каждого народа
- Активно познающий мир, умеющий учиться, способный к организации своей деятельности, готовый к преодолению трудностей
- Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
- Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение, принимающий решения с учетом позиций всех участников, умеющий дружить и сотрудничать
- Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
- Ориентированный в событиях, происходящих в мире, стране, своем городе, школе
- Разделяющий установки безопасного, здорового образа жизни
Учеба сама по себе - не самоцель. Главный результат образования – умение применять знания
Успешный человек – это человек, который приумножает успехи не только личные, но и успехи общества и всей страны
Три основные характеристики развития младшего школьника:
- Развитие ребенка определяется как постепенно развивающее умение применять полученные знания самостоятельно и в нестандартных ситуациях
- Развитие предполагает элементарные умения приобретать знания , делая это осознанно и инициативно
- Развитие характеризуется формулой "знание своего незнания", т. е. ученик ориентируется в том, что он не знает что-либо, плохо или недостаточно; умеет находить причины своих ошибок и устранять их
"Развитие есть результат обучения, не совпадающий с его содержанием". Л.С. Выготский