Версия сайта для слабовидящих

Лицей № 2 города Рыбинска

Направления деятельности - цели лицея

Выявление и развитие индивидуальности каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, способной к самоактуализации, саморегуляции, самореализации. Обеспечение высокого уровня образования, гарантирующего выпускникам высокую конкурентоспособность при поступлении в высшие учебные заведения.

Задачи лицея:

  • Реализация развивающей системы обучения Эльконина-Давыдова на всех ступенях обучения.
  • Изучение социального заказа на образовательные услуги и поиск путей их удовлетворения.
  • Индивидуализация обучения, создание условий для реализации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.
  • Психолого-педагогическое сопровождение развития личности каждого лицеиста.

Система педагогического, информационно-технического сопровождения
индивидуального образовательного маршрута в лицее N2

Индивидуализация учебной деятельности в школе целостного развивающего обучения проявляется:

  • в усилении поисково-исследовательского, проблемного характера предметного содержания, повышении роли проектной деятельности;
  • в переходе от классно-урочной системы обучения к предметно-групповой с 8 класса;
  • в возможности реализации индивидуальных образовательных маршрутов исходя из индивидуальных запросов учащихся с 8 класса;
  • в сосредоточении контрольно-оценочной деятельности учащихся на анализе способов и результатов собственной самостоятельной деятельности.

Начальная ступень обучения (1-4 классы). Закладывает предпосылки для воспитания индивидуального субъекта учения. Результатами обучения в начальной школе являются:

  • умение организовать деятельность;
  • умение организовать свою работу в малых группах;
  • навыки учебного сотрудничества;
  • умение вступить в предметную коммуникацию;

II ступень – средняя школа (5-7 классы). Завершает формирование основных механизмов учебной деятельности. Результатами обучения являются:

  • осуществляется постепенный переход от коллективно-распределенных форм учебной деятельности к ее индивидуальным формам;
  • создаются предпосылки для перехода к саморегуляции учебной деятельности на основе самоконтроля и самооценки ее содержания, способов и результатов.

В 8-9 классах каждый ученик окончательно превращается в индивидуального субъекта учения. Задача педагогического коллектива состоит в том, чтобы создать условия для перехода к саморегуляции индивидуальных форм учебной деятельности на основе самоконтроля и самооценки ее содержания, способов и результатов.

В результате создается важнейшая предпосылка для перехода к заключительному этапу в школе целостного развивающего обучения (10-11 классы), важнейшей задачей которого является создание условий, обеспечивающих самоопределение каждого ученика как субъекта учебной деятельности и превращение учебной деятельности в одну из сфер реализации личности. Общие принципы развивающего обучения на старшей ступени возможно реализовать за счет:

  • вариативности учебных планов, образовательных программ, использования различных технологий, предоставления школьнику выбора свободно изучаемых дисциплин, активного включения творческого начала в учебный процесс.
  • Интеграции профильного обучения с социумом, обеспечивающей через учебные задачи на каждом этапе обучения различные виды деятельности, социальных практик, социальных ролей и способствующей самоопределению старшеклассников.
  • Индивидуализации профильного обучения, направленной на самопознание школьников, выявление их истинных мотивов выбора профиля обучения, реальных образовательных потребностей и реализации образовательной программы обучения в соответствии с интересами, возможностями и способностями.

Деятельность лицея по выявлению образовательных потребностей обучающихся

  1. Результаты диагностики образовательного запроса:
  2. Создан имидж образовательного учреждения, гарантирующего качество образования.
  3. Реальные выгоды от учебы в лицее N2: хорошее образование, хорошие знания по предмету и индивидуальное расписание, большие шансы при поступлении в ВУЗ, шанс получить престижную работу, интересное общение.
  4. Разработка программы работы с потенциальными покупателями образовательных услуг: Причины на основании которых предпочли бы отдать своего будущего ребенка в лицей: качество обучения, престиж, выбор профиля обучения, квалифицированные учителя, индивидуальные планы, поступление в ВУЗ.

Механизмы внедрения модели мультипрофильной школы

Цель управления – создать условия для выращивания интеллектуального продукта адаптированного к условиям современной жизни, мобильного, конкурентоспособного. Это осуществляется через создание в рамках коллектива учеников, учителей, администрации единого культурного и образовательного пространства, особой атмосферы, в которой все участники образовательного процесса – реальные его субъекты. Такие позиции обеспечиваются включением участников в проектную деятельность, объектом которой является учебная деятельность.

  • Профильные предметы
  • Литература;
  • История;
  • Английский язык;
  • Математика;
  • Физика;
  • Химия;
  • Биология.
  • Предметы, расширяющие профиль
  • Иностранный язык (немецкий, французский);
  • Основы правовых знаний;
  • Экология;
  • Информатика;
  • Право и экономика;
  • Мировая художественная культура.

Выявление мотивов выбора профилей

Инициатива самоопределения предполагает создание специальных условий: проблемной ситуации, коммуникации и рефлексии. Самоопределение учащихся протекает по схеме:

  1. Алгоритм формирования профильных групп в 7-х классах
  2. этап октябрь – ноябрь
    • Проведение малого педсовета по 7-м классам с целью объяснения задач, тактики и процедуры распределения учащихся по группам.
    • Проведение родительских собраний с целью знакомства родителей с содержанием образования на разных уровнях, учебным планом, знакомство с преподавателями, которые будут вести преподавание в группах.
    • Организация работы предметных курсов.
    • Организация работы ориентационного курса "Моя будущая профессия".
    • Организация мониторинга результативности учебного процесса.
  3. этап декабрь-январь
    • Проведение пробных испытаний по предметам предполагаемого профиля.
    • Составление классными руководителями кратких психолого-педагогических портретов учащихся.
    • Индивидуальные консультации, беседы с учащимися и их родителями о возможности изменений, корректировки планов дальнейшего обучения.
  4. этап февраль – март
    • Составление психологом рейтингового листа интеллектуальных возможностей учащихся.
    • Психолого–педагогический консилиум с целью обсуждения рейтинговых листов и психологических портретов учащихся.
    • Родительские собрания с целью ознакомления с результатами психолого-педагогической диагностики.
  5. этап апрель – май
    • Анкетирование учащихся.
    • Проведение отборочных экзаменов на профиль.
    • Итоговый педсовет по распределению учащихся по группам и уровням.

Социально-педагогический мониторинг, как инструмент выявления и удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей

  • Модель выпускника 11-х классов (по результатам анализа данных социомониторинга)
  • Высокая степень развития интуиции, ориентировочных механизмов, обеспечивающих адаптивность личности во внешней среде жизнедеятельности;
  • целостность, автономность, защищенность внутренних образований личности, проявляющаяся в способности конструктивно представлять свои интересы во вне и тем самым развивать их, а не просто отстаивать(!);
  • высокая степень развития рефлексивности, обеспечивающей гибкость в процессе взаимодействия со средой, способность перехода с позиции на позицию;
  • высокие скорости процессов моделирования внешних ситуаций в знаковых схемах;
  • личностная открытость, коммуникабельность, эмоциональность, оптимизм;
  • настойчивость, ориентация на успех и обязательное достижение результата;
  • высокий уровень познавательного интереса, высокая степень готовности к работе в сложных социальных многомерных динамичных пространствах.

 Система воспитательной работы в лицее №2

Воспитательная  система  реализуется через программу «Воспитания и социализации». Программа «Воспитания и социализации»  является  одним  из разделов Основной образовательной программы лицея №2 (далее ООП),  учитывает  традиции  и  уклад образовательного учреждения,  состоит из четырех подпрограмм:


Основной образовательной программы лицея №2 состоит из четырех подпрограмм

 

  • программы  духовно-нравственного развития и воспитания «Формула успеха»;
  • программы социализации «Лицей – пространство социального партнерства»; 
  • программы  здорового образа жизни «Здоровый человек – успешная личность»; 
  • программы профориентационного самоопределения «Мой профессиональный выбор».

Каждая из подпрограмм,  имея  самостоятельную  цель и содержание, обеспечивает достижение  основной цели ООП лицея: создание условий для развития и воспитания  учащихся, их духовного и жизненного самоопределения, содействие процессу взаимодействия педагогов, учащихся  и родителей в целях эффективного решения общих задач.
Воспитательная деятельность  в лицее базируется на трёх основных   воспитательных стратегиях:

  • стратегия, направленная  на приобретение школьниками новых социальных  знаний;
  • стратегия, формирующая  жизненно важные навыки и ценностное личное отношение к окружающей действительности;
  • стратегия, обеспечивающая приобретение, формирование и развитие  личного социального опыта.

В своей практике мы используем технологии,  обеспечивающие развитие субъектной активности  учащихся.


Модель воспитательной системы лицея №2

Таким образом,   воспитательная  система лицея   позволяет  сделать процесс управления образовательной деятельностью   понятным, открытым и развивающимся, что обеспечивает устойчивость координации деятельности всех звеньев  образовательной организации.
Удобное месторасположение образовательного учреждения обеспечивает широкие контакты с  социумом. Рядом расположены объекты социальной инфраструктуры:  Общественно-культурный центр, Рыбинский  театр кукол,  ДК «Авиатор»;  промышленные площадки:  НПО «Сатурн»,  учебный центр НПО  «Сатурн», завод «Раскат»;  учебные организации: Рыбинский  государственный авиационный университет им. П.А. Соловьева (РГАТУ), Рыбинский промышленно-педагогический колледж, Рыбинский авиационный колледж,   средняя общеобразовательная  школа с углубленный изучением английского языка №1, средняя общеобразовательная школа №26,  учреждения дополнительного образования: центр  детского и юношеского  технического  творчества (ЦДЮТТ), центр детского и юношеского туризма и экскурсий (ЦДЮТЭ). Удобное месторасположение способствует расширению образовательного пространства учащихся лицея.
Лицей №2 - школа давних традиций. Основная миссия воспитательной системы: сохранение  традиций и приумножение новых, с целью духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В основу воспитательной системы лицея положены следующие традиции образовательной организации:

  • День знаний. Урок России
  • Лицейский  туристический слёт
  • Спортивно-образовательный день «Не стой на месте!»
  • День лицея  - образовательное событие «День лицея. Взгляд в будущее: выбираем профессию»
  • Образовательное событие «Новый год в лицее»
  • Дни российской  науки. Лицейская научно-практическая конференция учащихся
  • Акция «Передай добро по кругу»,  акция «Две звезды» , операция «Хвостики», Лицейский  сбор макулатуры
  • Декада патриотического воспитания
  • День самоуправления
  • Фестиваль индивидуальных образовательных проектов «Новая идея»
  • Дни отечественной пилотируемой космонавтики «Из Рыбинска в космос»
  • Декада ОБЖ
  • Вахта памяти
  • Праздник школы «За честь лицея»