Организация деятельности по распространению инновационного опыта
Международный уровень
8.10.2013 – семинар для слушателей КПК ЯГПУ им. К.Д. Ушинского «Филологическое образование без границ» с участием руководителей и педагогов образовательных учреждений Украины по теме «Современное школьное образование в контексте введения ФГОС» при поддержке Фонда А.И. Лисицына
Всероссийский уровень
09-12.04.2013 - XI Международная Ярмарка социально-педагогических инноваций в г. Ростов Ярославской области (проект «Создание системы оценивания и отслеживания индивидуальных достижений школьника в условиях реализации ФГОС начального и основного общего образования» стал лауреатом аукциона инновационных проектов)
17-20.04.2012 - X Международная Ярмарка социально-педагогических инноваций в г. Отрадный Самарской области (проект «Новые подходы к оцениванию достижений планируемых результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО» стал лауреатом Большого аукциона)
17-18.11.2010 - межрегиональная научно-практическая конференция «Сопровождение одарённого ребёнка в региональном образовательном пространстве» (выступление по теме «Социально-педагогические технологии как условие становления индивидуальности потенциально одарённого ребёнка»)
Региональный уровень
12.12.2012 - региональный семинар для руководителей образовательных учреждений «Методическое обеспечение введения ФГОС основного общего образования в образовательном учреждении»
27.11.2012 - региональный семинар для руководителей образовательных учреждений «Разработка ООП основного общего образования в ОУ: особенности, находки, трудности»
24.10.2012 - семинар-практикум для руководителей и учителей начальных классов школ Ярославского района «Формирование контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся в условиях введения ФГОС НОО»
27.09.2012 - семинар для преподавателей ЯГПУ им. К.Д. Ушинского «Современное школьное образование в контексте введения ФГОС»
27.02.2012 - семинар-практикум для учителей русского языка и литературы школ Ярославского района «Введение ФГОС основного общего образования»
03.11.2010 - региональный семинар «Разработка ООП начального общего образования в ОУ: особенности, находки, трудности»
29.11.2010 - региональный семинар «Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС начального общего образования в образовательном учреждении»
23.12.2010 - региональный семинар «Методическое обеспечение введения ФГОС начального общего образования в образовательном учреждении»
Муниципальный уровень
22.10 2012 - семинар-практикум для учителей математики г. Рыбинска «Новые подходы к организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС основного общего образования»
17.09.2012 - семинар-практикум для учителей начальных классов г. Рыбинска «Формирование контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся в условиях введения ФГОС НОО»
12.04.2012 - семинар для заместителей директоров школ г. Рыбинска «Критериальность как принцип системы оценивания, соответствующий требованиям ФГОС»
.
25.11.2011 - IV муниципальная Ярмарка инновационных продуктов (инновационные продукты по направлениям «Поддержка одарённых детей», «Введение ФГОС» удостоены сертификатов качества)
19.10.2011 - семинар для учителей физической культуры г. Рыбинска «Проектирование деятельности учителя физической культуры в условиях введения ФГОС»
2013 год - региональная инновационная площадка департамента образования Ярославской области по теме «Практика управления образовательным процессом современной школы в условиях реализации ФГОС основного общего образования»
2012-2013 г.г. - муниципальный ресурсный центр по направлению «Реализация федерального государственного образовательного стандарта на ступени начального и основного общего образования» по теме «Организационно- педагогические условия внедрения ФГОС в образовательный процесс начальной и основной школы»
2012 год - региональная инновационная площадка департамента образования Ярославской области по теме «Проектирование основной образовательной программы основного общего образования. Новые подходы к оцениванию достижений планируемых образовательных результатов в основной школе»
2010-2011 г.г. - базовая площадка ИРО и Департамента образования Ярославской области по апробации механизмов введения ФГОС на ступени начального общего образования. В рамках деятельности базовой площадки разработана новая система оценивания на ступени начального общего образования в соответствии с ФГОС.
2010-2011 г.г. – муниципальная инновационная площадка по теме «Становление индивидуальности потенциально одаренного ребенка в процессе школьного образования»
2008-2009 г.г.– участник муниципального инициативного проекта «Формирование информационно-образовательной среды учреждения и городской системы образования как условия обеспечения индивидуализации образования воспитанников»
2006-2008 г.г. – базовая площадка ГОУ ЯО «Институт развития образования». Лицей № 2 сотрудничает с лабораторией мониторинга ГОУ ЯО ИРО, осуществляя экспериментальную деятельность по социомониторингу в статусе базовой площадки по апробации программно-методического комплекса «Социомониторинг» по теме «Исследование сферы применения ПМК «Социомониторинг» в практике педагогического проектирования учебно-воспитательного процесса в ОУ»
2006-2007 г.г. - участник реализации муниципального инициативного проекта «Создание условий для формирования индивидуальных образовательных траекторий (программ) обучающихся» в рамках областной целевой программы развития образования Ярославской области на 2006-2007 годы и перспективы до 2010 года по направлению «Повышение качества и индивидуализация образования»
Краткое обоснование актуальности и инновационности проекта
На этапе перехода к ФГОС нового поколения важно предложить педагогическим коллективам технологическую и нормативную базу для эффективной реализации новых представлений о качестве образования, для создания комплексных условий обеспечения индивидуализации образовательного процесса как базовой ценности Нашей новой школы на старшей ступени обучения. Проект направлен на разработку инновационных механизмов, реализующих новый ФГОС в части достижения нового качества образования, а также создания современных условий для развития человека и становления его как субъекта своего образования. Ключевой идеей проекта является ликвидация разрыва между целями и задачами введения в систему образования нового стандарта и отсутствием педагогических средств и инфраструктурных условий их реализации.
Срок реализации проекта
2014-2016 г.г.
Перечень продуктов, наработанных в ходе реализации проекта (ожидаемые результаты)
Организационная модель тьюторского сопровождения ИОМ учащегося старшей школы;
Пакет нормативных документов, регламентирующий реализацию модели тьюторского сопровождения ИОМ учащегося старшей школы в открытом образовательном пространстве;
Методические рекомендации по организации деятельности педагога – тьютора в пространстве формального и неформального образования;
Организация сетевых связей ОУ для обеспечения принципа непрерывности образования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
Описание инновационных механизмов реализации ФГОС на старшей ступени образования;
Новые способы оценивания образовательного прогресса обучающихся с учетом требований профильности подготовки.
Основные потребители (организации, группы граждан) результатов проекта
Учащиеся старшей школы (повышение качества образования за счёт расширения пространства формального и неформального образования, своевременной и адекватной саморегуляции, координации субъектом своей индивидуальной образовательной траектории);
Управленцы и педагоги старшей школы (представления об инновационных моделях и механизмах индивидуального образования старшеклассников);
Специалисты органов управления образованием, методические службы (модели нормативного обеспечения, сетевой соорганизации ОУ, тьюторского сопровождения в качестве ориентиров для оценки качества условий индивидуализации, создаваемых подведомственными ОУ).
Программа внедрения инноваций «Инновационные механизмы реализации ФГОС на уровне среднего общего образования»
Паспорт программы
Краткое описание инновации, предлагаемой к внедрению, и обоснование перспективности её внедрения На этапе перехода к ФГОС нового поколения важно предложить педагогическим коллективам технологическую и нормативную базу для эффективной реализации новых представлений о качестве образования, для создания комплексных условий обеспечения индивидуализации образовательного процесса в старшей школе в соответствии с требованиями нового стандарта. Программа направлена на внедрение инновационных механизмов, реализующих ФГОС СОО в части достижения индивидуализации образования, а также создания организационно-педагогических условий для становления школьника как субъекта своего образования. Ключевой идеей программы является подготовка педагогических кадров к ликвидация разрыва между целями и задачами введения в систему образования нового стандарта и отсутствием педагогических средств и инфраструктурных условий их реализации. В 2017/18 учебном году 5 пилотных школ, в том числе, лицей №2 начинают реализацию ФГОС среднего общего образования в полном объеме. В 2018/19 учебном году 40% образовательных организаций региона переходят на обучение по новым образовательным стандартам в старшей школе. Таким образом, подготовка кадров и внедрение инновационных практик реализации стандарта среднего общего образования является одним из приоритетных направлений для региональной системы образования.
Срок реализации программы
2017-2018 г.г.
Ожидаемые результаты, подтверждающие эффекты от реализации программы
• школьными командами разработаны не менее 5 локальных актов, регламентирующих индивидуализацию образовательного процесса в старшей школе; • сообщество педагогов, способных осуществлять тьюторское сопровождение и внедрять новые методики организации образовательной деятельности школьников; • педагоги владеют техниками проектирования ИОП и конструирования ИОМ старшеклассника; • педагоги способны разработать и реализовать программы тьюториалов для сопровождения учащихся в условиях реализации ИОП; • наблюдаются приращения в профессиональных компетентностях педагогических работников: сформированы навыки проектирования индивидуальной образовательной программы и управления индивидуальным образовательным маршрутом учащегося
С 2016/17 учебного года в лицее реализуется проект «Немецкий – первый второй иностранный» в рамках договора о сотрудничестве с Немецким культурным центром имени Гёте в России. Благодаря центру лицей стал участником ещё одного проекта «Иностранный язык для будущего».
В 2017/18 учебном году в соответствии с планом реализации проекта при поддержке центра в 5 классах введен курс внеурочной деятельности по немецкому языку, позволяющий развивать языковые способности школьников.
Заработала «Лаборатория талантов» под руководством учителя немецкого языка высшей квалификационной категории Бондарь Ирины Юрьевны.
Внимание всем, кто любит новое и необычное! Никто и не сомневается, что наши ребята талантливы, это они, пятиклашки, и доказывают на курсе внеурочной деятельности. А ведь наша работа НЕ простая, курс ведётся на немецком языке! Как оказалось, это не так и страшно. Главное, быть внимательным, тогда всё получится!
Наташа Ванеева, ученица 5 «В» класса: «Мне очень понравился урок "Лаборатория талантов", который проходил на немецком языке. Я люблю проводить эксперименты, опыты и решать логические задачи. Помощница учителя общалась с нами только на немецком. Хотя я стала недавно изучать немецкий язык, но я всё понимала.Мне нравятся уроки в форме игры. Было очень интересно переводить правила поведения на уроке с весёлыми картинками. Это совсем не скучно, наоборот интересно и познавательно. В конце урока мы получили тайные послания от учителя и смогли их разгадать.»
Во вторник, после уроков, кабинет немецкого языка преобразуется до неузнаваемости. На столах – красивые скатерти, вокруг непонятные бутылочки с наполнителями, которые так и манят попробовать их содержимое, воронки, вода, полотенца… Что же на этот раз мы узнаем интересного? Работа сегодня очень напряжённая, много незнакомого немецкого, мало понятных слов, но мы НЕ сдаёмся: эксперимент удался, воодушевление вернулось, наша вода застряла в воронке, но мы ещё должны справиться с трудным немецким текстом!
Арсений Долгополов, ученик 5 «А» класса: Занятие на « Лаборатории талантов» прошло хорошо… даже супер хорошо! Как говорится: « Урок второй – золотой!» На занятии нам выдали тетради из Германии. Мы повторили правила и приступили к экспериментам. Каждый стол получил бутылочки с чем – то внутри. Например, чай, кофе, сахар, соль…и была пустая бутылочка, но самое интересное было впереди! Мы взяли воронки, пустые бутылочки, в воронки налили воды и… вода полностью протекла в бутылочки. Потом Ирина Юрьевна достала тоже самое, что было и у нас, только её бутылочка была залеплена чем – то похожим на жевательную резинку, налила воды…и вода не протекла. Она осталась в воронке! Все вместе мы разгадали этот секрет! Всем очень понравилось занятие!